Квартиры в новостройках: компенсацию покупателям снизят?
Вокруг вопроса выплаты компенсаций дольщикам, перед которыми застройщики не выполняли в срок свои обязательства или выполнили их некачественно стал поводом для обширной дискуссии со стороны надзорных инстанций и законотворческих.
Пока представители Совета Федерации спорят о "потребительском экстремизме", называя так попытки дольщиков получить компенсацию за некачественную услугу, надзорные инстанции - Роспотребнадзор и Генпрокуратура оказались на стороне покупателей. Чем закончится противостояние и почему вообще возник этот спор?
Напомним, по действующему законодательству у покупателя, перед которым в срок не исполнены обязательства по передаче квартиры в Академгородке, или же, если жилое помещение передано с недочётами, есть право на компенсацию от застройщика. Неустойка прямо прописана в долевом договоре и профильном законе, и позволяет защитить право покупателя на качественный товар. Например, той же площади, а не на "квадрат" меньше, или же с тем уровнем отделки, который оплачен. Но и застройщик может защищать свои интересы, если вдруг покупатель требует сверх реальной стоимости "недоделки". То есть фактически в законе сейчас баланс интересов соблюдён. Вот только в Совфеде не все с этим согласны, заявляя, что действия некоторых дольщиков направлены не на устранение недочётов в строительстве, а на обогащение.
Некоторое время назад сенатор Олег Мельниченко, комментируя вопрос в рамках круглого стола, заявил, что покупатели в большинстве своём в строительной сфере не разбираются и на приёмку приглашают юристов, экспертов. По мнению сенатора, чаще всего среди недостатков - косые стены, кривой пол, некачественно установленные окна или проблемы с шумоизоляцией. Он выразил мнение, что эти недочеты можно устранить и без суда, так как они не носят массовый характер. Тех же, кто предпочёл решить вопрос через суд, он практически заклеймил, отметив, что им присуждают штрафы и неустойки выше, чем реальная цена самой квартиры. На фоне этого Совфед предложил урегулировать вопрос отношений застройщиков и дольщиков. Среди прозвучавших предложений - лицензирование деятельности экспертов, которых покупатели зовут на приёмку.
В свою очередь глава управления Роспотребнадзора Олег Прусаков на это парировал, что штрафы вовсе не выше стоимости квартиры и привёл такие факты. За прошлый, 2019 год, средний штраф был около 300 тысяч рублей, а за последние пять лет показатель был на уровне 320 тысяч, а при таких параметрах сложно называть попытки отстоять свои права "потребительским экстремизмом».
Он добавил, что положительные решения судов скорее говорят о том, что в сфере жилищного строительства не всё гладко, и застройщики объективно нарушают права потребителей.
Чем закончится противостояние законотворцев и тех, кто надзирает за соблюдением прав, покажет время, но уже известно, что в правительство РФ и в Минстрой страны от Совфеда будут направлены соответствующие рекомендации.