25.10.2017

Жилищные услуги: посреднику «на выход»

Жилищные услуги: посреднику «на выход»

Покупка квартиры в Академгородке – это полдела, а вот содержание недвижимого имущества, расходы на него – это вопрос на годы. Для собственников недвижимости подготовили еще одну законодательную инновацию – убрать посредника в вопросах оплаты коммунальных услуг и дать возможность собственникам платить поставщикам-юрлицам напрямую. Сейчас в этой схеме присутствуют посредники – управляющие компании.

Накануне это нововведение одобрил председатель федерального правительства Дмитрий Медведев.

Подобную инициативу объяснили тем, что долги физических лиц уже давно измеряются не миллионами, а миллиардами рублей. При этом, по словам Медведева, зачастую собственники уплачивают всё в срок, но «дом из-за недобросовестности управляющей компании отключается от теплоснабжения». В связи с этим премьер-министр ждёт адекватной реакции по линии надзорных органов и региональных властей. Ратуя за законопроект, он отметил, что иногда звено в виде управляющих компаний абсолютно лишнее.

«Почему, собственно, нельзя эти деньги напрямую перечислить ресурсоснабжающим организациям, чтобы никто не играл в эти игры?», – добавил он.

Напомним, владелец жилого помещения несёт бремя содержания не только его, но и той доли в общем имуществе многоквартирника, что переходит с собственностью. В числе такого дополнительного имущества – лестничные пролёты, лифты, коммуникации, то есть все то, что используется для удовлетворения нужд более одной семьи.

С точки зрения рациональности – оплата коммунальных квитанций напрямую является возможностью самостоятельно контролировать поступление платежа, а с другой – законопроект может натолкнуться на недоработанность. К примеру, поставщиков услуг сферы ЖКХ достаточно много, но собственников еще больше. Если с каждым из них юрлицо будет заключаться отдельный договор, то это приведёт к дополнительной работе и увеличению штата, что может сказаться на стоимости «товара». Ведь ресурсоснабжающие компании создаются для получения прибыли, а приносят ее именно потребители, потому вполне рациональным шагом с точки зрения второй стороны будет поднять стоимость услуг при росте расходов. В этом случае сдерживающий фактор есть – это нормативы на те или иные тарифы, услуги, но тогда возникает вопрос, кто заплатит за это.

Далее, самой хлопотной частью для владельцев недвижимости станет необходимость контролировать платежи по разным услугам и их прохождение в адрес нескольких компаний. Тут уже не поможет единый онлайн-кабинет. Этот вопрос также необходимо проработать авторам законодательной инициативы.

И, наконец, самый главный вопрос к данному законопроекту – а готовы ли поставщики работать с таким огромным количеством физических лиц? Ведь это необходимость контроля показаний приборов учёта, досудебная и судебная работа в случае неплатежей или же расхождений поквартирных показаний счётчиков и общедомового. Не получится ли, что неплохая в своей сути инициатива «убрать третьего лишнего» окажется просто поводом для передела рынка и создания собственной надстройки?