27.09.2016

Продажа недвижимости: а нужен ли нотариус?

Продажа недвижимости: а нужен ли нотариус?

В большинстве изданий высказываются, что активное внедрение на рынок недвижимости нотариусов позволит сократить сроки, снизить риски нарваться на мошенников и в целом выполняет роль той самой пресловутой недостающей вишенки на торте. А как всё обстоит на самом деле?

Для начала напомним, что с декабря 2015 года при продаже долей, даже если они разом реализуются одному лицу, необходимо проводить сделку через нотариуса. Авторы закона решили, что так будет меньше шансов у так называемых рейдеров, которые, купив долю, всячески выживают остальных совладельцев, вынуждая продать остаток за бесценок.

В конце мая 2016 года законодатели устранили ещё одну лазейку для мошенников. Они обязали владельцев долей проводить нотариально все сделки, а не только куплю-продажу.

Возникает вполне закономерный вопрос: «А зачем нотариус нужен?» В идеале, как в одном из выступлений заявил представитель Федеральной нотариальной палаты страны, именно этот посредник должен проверять потенциальную притворность сделки, разъяснять права сторонам и проводить её. Выступать эдаким «единым окном», которое ещё и документы передаст в Росреестр на регистрацию. Но это всё в идеале, а на деле оказалось, что до него ещё очень далеко.

Во-первых, самое важное – услуги нотариуса стоят денег и с учётом, что это 0,5% кадастровой стоимости квартиры, далеко немаленьких. Но и это, как оказалось не все расходы, а только часть оплаты – за сам договор. С семьи Ивановых из Новосибирска, которая не так давно продавала квартиру, оформлённую в собственность трёх человек, взяли отдельно за депозит, а также подачу документов. Помните, да, что нотариусам дали полномочия подавать в госорган документы на регистрацию прав? Вот эта услуга увеличила расходы еще на пару тысяч рублей. В итоге вышло, что за присутствие нотариуса в сделке купли-продажи квартиры стоимостью 2 590 000 рублей было заплачено 25,8 тысячи рублей. Дополнительно пришлось оплатить нотариальное согласие супруга на покупку квартиры, которое с некоторых пор стало обязательным документом. Это добавило к конечным расходам еще пару тысяч. В итоге получилось, что кошелёк полегчал вместо заявленных 0,5% от кадастровой стоимости на целый процент.

На этом неприятные сюрпризы для продавцов не закончились. Ни о каких обещанных трёх днях на проведение регистрации в госоргане речи уже не шло, всё затянулось на неделю. Оказалось, что нотариус должен подавать документы только через многофункциональный центр, куда ещё нужно заказать очередь.

И, наконец, третье, но не менее неприятное – все необходимые документы, включая снятие семьи с регистрационного учёта из продаваемой квартиры в Академгородке, пришлось делать привлечённому риелтору. Нотариус сбором документов не занимался, весь пакет нужно было принести ему уже готовым. Естественно ни о каком «едином окне», где услугу окажут от и до, говорить не стоит. Так за что же тогда платить почти процент от стоимости квартиры?